В середине минувшего жаркого лета самые заядлые балетоманы Ижевска покупали билеты на поезд в Санкт-Петербург, чтобы попасть на спектакль «Клеопатра», который два вечера шел на исторической сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Белые ночи».
Из Ижевска в Астану
Почему именно это представление позвало людей в дальнюю дорогу? Этот балет поставил главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Удмуртии Николай Маркелов для молодого казахстанского коллектива «Астана-балет», приглашенного в фестивальную афишу Мариинки.
Поклонники ижевского балета готовы следовать за Николаем Маркеловым куда угодно. Этому молодому, но уже опытному балетмейстеру за довольно короткое время удалось заполнить половину репертуарного портфеля нашего республиканского театра качественными балетами – авторскими и классическими, открыть балетную школу, воспитать своих зрителей – знатоков и глубоких ценителей.
– Как получилось, что ижевский балетмейстер поставил спектакль в далекой Астане? Ведь вы могли бы осуществить этот замысел и в Ижевске?
– Сейчас, когда наш театр открыт после долгого ремонта, у меня бы не оказалось свободного времени для заказа на стороне. А над «Клеопатрой» я работал, когда наша стационарная сцена закрылась и не было возможности выпускать премьеры. Я поставил для столицы Казахстана несколько отдельных номеров и первую сюжетную одноактовку – «Клеопатра». Этот театр тогда только открывался под патронажем президента республики, и я оказался у его истоков. Над «египетским» балетом мы работали вместе с питерским сценографом Сергеем Новиковым, с которым у меня уже сложился творческий дуэт – в Ижевске мы вместе выпустили «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Чиполлино», «Турандот». Нашим союзником стала художник по костюмам из Мариинки Анна Якущенко.
Какое впечатление произвел авторский балет Николая Маркелова «Клеопатра» на петербуржцев и многочисленных туристов со всего мира, которые заполняют летом город и его театры? Об этом можно судить по статье Ольги Розановой в приложении к журналу «Балет». Мастерски описывая спектакль, она резюмирует: «Невероятной красоты зрелище превращает балет-легенду о силе судьбы в спектакль о магии искусства». И в финале: «Можно поздравить труппу и ее руководителей со спектаклем, которому мог бы позавидовать любой академический театр».
– Впервые ваша балетмейстерская работа была показана на сцене Мариинки. Какие чувства вас обуревали? В Питере – ваша альма-матер, там вы закончили «вагановку» – Академию русского балета им. А.Я. Вагановой.
– Спектакль шел на аншлаге. Собралось много иностранцев. Приехали ижевчане. Пришел весь балетный Петербург. Принимали тепло. Друзья, коллеги, учителя поздравляли. Не буду кокетничать – это была несказанная радость.
Листаем балетную энциклопедию
– И вот – начался новый сезон в Ижевске. В прошлом году балетной премьеры не было. Почему? Будет ли в этом?
– В прошлом сезоне я попробовал себя в роли оперного режиссера и выпустил оперу с балетными сценами – «Турандот» Дж. Пуччини. В этом сезоне готовлю премьеру балета «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. Премьера ожидается в марте и будет показана в том числе в рамках фестиваля П.И. Чайковского.
– Вы давно говорили о том, что мечтаете поставить «Баядерку». Почему именно это название?
– Это спектакль, о котором мечтает каждый балетмейстер. Я десять лет думал о нем. В следующем году грядет юбилей – 200-летие великого русского балетмейстера французского происхождения Мариуса Петипа, для которого это произведение стало вершиной творчества. Чтобы осуществить этот спектакль, нужно было укомплектовать состав балета. Сейчас театр благодаря нашей школе набрал тридцать танцовщиц, и теперь мы сможем поставить полноценный, очень значимый для этого балета акт «Тени». Назначены и репетируют солисты – Эйми ОДонохью, Аои Танака, Роман Петров. Я оставил практически весь хореографический текст Петипа, адаптировав его для нашей сцены, заново сделал лишь последнюю, седьмую, картину, которую долгое время исключали из постановки.
– Как сложилась судьба «Баядерки» в России?
– Хоть это чисто романтический балет, но в годы борьбы советской власти с религией из него изъяли финал – «Месть богов», который мы восстановим. На сцене Ижевска этот балет пойдет впервые. Это самый петербургский балет. На открытии ежегодного фестиваля «Белые ночи» по городу вывешиваются афиши, где изображена сцена из акта «Тени». Именно «Тени» ассоциируются с белыми ночами, когда люди не понимают, где туман, мираж, а где – действительность. «Тени» – оттанцованные белые ночи.
– Наш театр оперы и балета теперь носит имя Петра Ильича Чайковского. Как связана «Баядерка» с балетами и временем Чайковского?
– Чайковский – реформатор балетной музыки. Но без «Баядерки» эти реформы не начались бы или начались позже. Петипа создавал хореографический симфонизм – то есть систему балетных характеристик каждого персонажа и их пластическое развитие. Впервые он воплотил это направление в «Баядерке. Поэтому балет и считается хореографическим шедевром. Но в музыке Минкуса симфонизма не было, был тривиальный набор танцевальных мелодий. В то время серьезные композиторы игнорировали балетную музыку. Чайковский переломил эту тенденцию. В его лице Петипа нашел единомышленника, который ввел в балетную музыку лейтмотивы и развитие тематического материала, сочетающегося с новой хореографией маэстро.
Так что линия движения русского балета была такова: «Жизель», «Баядерка», а дальше три балета Чайковского – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Именно с Чайковского начинается вся серьезная профессиональная балетная музыка, вслед за ним пишут балеты Глазунов, а дальше – Прокофьев, Стравинский. А начиналось все – с «Баядерки». Вот почему для нас – родины Чайковского – так важна «Баядерка». Сегодня в балетном репертуаре нашего театра оперы и балета, когда выйдет «Баядерка», будет представлен русский классический балет XIX и начала XX века. Впереди освоение дальнейших пластов российского балетного искусства. Я мечтаю о «Золушке» Сергея Прокофьева. С ней мы перелистаем балетную энциклопедию отечественного искусства дальше.
Нина Пузанова