История театра:

       Организованный в 1993 году Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики – это культурный центр республики, являющейся родиной П.И.Чайковского. Первым, подготовительным этапом к его созданию оказалось открытие в 1931 году Удмуртского драматического театра, при котором в 1934-35 годах  функционировала оперная труппа. Она состояла из приехавших солистов ГАБТа и Московского областного оперного театра Г.Ф.Землякова, К.Н.Рушева, А.А.Рыбакова, С.К.Шехова, С.А.Штурбина, С.И.Феофилова, И.И.Якушина. Дирижёром театрального оркестра из 30 человек, укомплектованного редкими для Удмуртии того времени инструментами – гобоем, фаготом, литаврами – был композитор Д.С.Васильев-Буглай (1886-1956). Он же собрал для театра хор из 40 человек.

     В 1934 году балетмейстер Н.А.Горский создал балетную студию для работающей молодёжи, на основе которой была сформирована балетная труппа театра. Режиссёром театра был назначен С.С.Коробов, дирижёром – В.И.Чернов, имевший  опыт работы в ГАБТ. За неполные два года труппа поставила оперы «Русалка» А.Даргомыжского, «Князь Игорь» А.Бородина, «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Чио-Чио-Сан» Д.Пуччини, «Фауст» Ш.Гуно, «Севильский цирюльник» Дж.Россини. В июне 1935 г. в результате структурных преобразований оперный театр в Ижевске был расформирован и история его прервалась на несколько десятилетий.

        В 1958 году в республике открылся Музыкально-драматический театр. Его  первые сезоны отмечены постановками классических оперетт и национальной музыкальной комедии «Любушка» Г.Корепанова-Камского (1959), первой национальной оперы «Наталь» Г.Корепанова, (1961), первого национального балета «Италмас» Г.Корепанова-Камского (1961). В 1973 году он был преобразован в Музыкальный театр УАССР,  репертуар которого включал классическую оперетту, отечественную музыкальную комедию, спектакли композиторов Удмуртии.

     Творческую атмосферу театра формировали артисты М.Галасеева, Ю.Ефремова, В.Нисковских, Е.Пахомова; несколько позже – Л.Виноградова, В.Дёмин, Г.Городилов, С.Кудрявцев, Л.Минина, В.Нефёдов, Л.Нефёдова, Ю.Осипов. Это поколение сыграло в истории театра особую роль. Высокий вокальный и актёрский  потенциал артистов, в большинстве, выпускников консерваторий,  позволил расширить репертуар театра,  пополнив его произведениями оперной и  балетной классики. Творческое руководство начало планомерную работу над переводом театра в новое качество – Театра оперы и балета. В 80-е годы зритель республики  вновь увидел на сцене сочинения Чайковского: оперы «Евгений Онегин», «Иоланта», балет «Лебединое озеро». Было положено начало обращению к классике оперно-балетного жанра. Афиша театра пополнилась оперой Верди «Травиата», балетом Адана «Жизель».  

       Параллельно театр продолжал работу над освоением произведений удмуртских композиторов и дал сценическую жизнь операм А. и Г.Корепановых «Мятеж» (1980), «Заговор» (1987); опере-балету «Чипчирган» Г.Корепанова-Камского (1993); детскому музыкальному спектаклю «Сказке о богатыре Эйдаре, прекрасной Айно и злом волшебнике Уйпери» Е.Копысовой (1987).

           В течение этого периода руководство театром осуществляли  директора засл.деятель искусств РФ Г.М.Корепанов-Камский, засл.арт.РФ СП.Кудрявцев, В.Н.Аввакумов; главные дирижёры Г.Н.Бехтерев, Э.В.Розен, М.В.Виноградов, Л.Я.Вольф.

        О театре (из истории) :

            В 1993 театру был присвоен статус Государственного Театра оперы и балета Удмуртской Республики. Руководство им в этом качестве осуществляли В.Н.Аввакумов (1992-1996), Г.П.Щеколдин (1996-1998), С.И.Соколовская (1999), А.П.Сидорова (2000-2003), В.В.Кравченко (2003-2004), А.А.Галушко (2004-2010), И.Л.Галушко (2010-наст. время).

         В качестве главных дирижёров театра в этот период работали С.А.Разенков (1994-2005), В.И.Прасолов (2005-2007), В.И.Стачинский (2008), Л.Г.Казберов (2009-2010), Н.С.Роготнев (2010-наст. время)   

          Сегодня Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики – это единственный театр академической направленности на родине П.И.Чайковского, чьё имя обязывает его иметь в репертуаре сочинения великого земляка. Поэтому на афише театра – балеты композитора («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица») и три его оперы («Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама». Общественным признанием заслуг коллектива театра в дело популяризации и пропаганды творчества великого композитора явилось присвоение ему имени П.И.Чайковского (2015). 

          Оперный театр республики, чья территория равна средней европейской стране, имеет возможность знакомить зрителя с шедеврами мировой оперной и балетной классики. Его репертуар сопоставим с репертуарами театров крупных региональных центров. Он включает оперы В.Беллини, Ж.Бизе, Д.Верди, Г.Доницетти,   П.Масканьи, Дж.Пуччини, Дж.Россини.

         Репертуар балетной труппы позволяет зрителю составить полное представление о тенденциях развития балетного жанра, так как включает классику –  «Жизель» Ш.Адана, «Пахита» и «Дон Кихот» Л.Минкуса и разновидности балета-драмы –   «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина.

       Отсутствие в Ижевске театра оперетты и уважение к зрителю стимулируют театр к постановкам оперетт и музыкальных комедий. На афише представлена как классика жанра – оперетты «Летучая мышь» И.Штрауса, «Королева чардаша», «Марица» И.Кальмана, «Весёлая вдова» Ф.Легара, «Прекрасная Галатея» Ф.Зуппе, так и отечественная   музыкальная комедия: «Дамских дел мастер», «Моя жена - лгунья» В.Ильина, В.Лукашова; «Бабий бунт» Е.Птичкина; «Русский секрет» В.Дмитриева; «Проделки Ханумы» Г.Канчелия.  Театр освоил и актуальный жанр мюзикла, представленного спектаклем Н.Шабалина, В.Шкурихина «На краю любви», сюжет которого основывается  на мотивах удмуртского эпоса.

     Театр открыт инновациям. Его балетная труппа под руководством главного балетмейстера Н.И.Маркелова осваивает неоклассическую хореографию, танец-модерн. Выполненные в этой стилистике балеты «Унесённые ветром» по роману Г.Митчелл, «Ромео и Джульетта – ХХ век» на музыку Чайковского и группы «Quin», балет-ревю «Не ревнуй меня к Бродвею» по мотивам романа С.Моэма «Театр»,  «Vivat, Дягилев!» завоевали успех и признание  зрителей Ижевска и соседних регионов.     

         Наряду с крупными сценическими формами, театр предлагает публике разнообразные концертные программы и ведёт большую работу с детьми, молодёжью. Школьникам ежегодно адресованы спектакли и композиции театральных абонементов.

       Жанровый универсализм театра оказался возможен благодаря содружеству  поколений, бережному отношению к исполнительским традициям и сценической культуре.   

      Творчество театра неоднократно представлялось на гастролях в крупных городах России: Казани, Мурманске, Архангельске, Пскове, Новгороде, Рязани, Пензе, Ставрополе, Чебоксарах.  В последние годы с большим успехом прошли гастроли театра в Уфе (1999), Москве (2002), Перми (2004), Кирове (2005), Йошкар-Оле (2009, 2010), городах Ямало-Ненецкого округа. Театр имеет опыт международных гастрольных турне. В 2003 году он гастролировал по городам Китая, включая Шанхай и Пекин, в 2010 году совершил турне по Франции.

       Театр контактирует с выдающимися музыкантами России. В разное время с его оркестром в качестве приглашённых дирижёров работали Ф.Мансуров, Е.Колобов, В.Рылов. На его сцене ставили спектакли П.Коблик (Екатеринбург), заслуженные деятели  искусств РФ В.Гончаренко, А.Почиковский,  А.Степанюк (Санкт-Петербург), И.Меркулов (Москва). В спектаклях участвовали мэтры отечественной вокальной и хореографической школы Е.Образцова,  Ю.Марусин, О.Видеман, Л. Кунакова.   

Солисты театра участвуют в Шаляпинских фестивалях, поют в оперных постановках далёкого зарубежья – Германии, Франции, США, официально представляют Удмуртскую Республику в Венгрии, Эстонии – странах  финно-угорского мира.   

      В настоящее время в Государственном театре оперы и балета Удмуртской Республики интересный репертуар, сильная в творческом отношении труппа. Она  укомплектована выпускниками Московской, Казанской, Уральской, Нижегородской, Новосибирской консерваторий, Институтов искусств Уфы и Ростова на Дону; Академии русского балета им.А.Я.Вагановой (Санкт-Петербург), Пермского, Саратовского, Казанского, Уфимского хореографических училищ, Республиканского музыкального колледжа.