Известия УР: Узор в канве

     140 лет назад, в 1877 году на сцене петербургского Большого театра впервые был поставлен балет на музыку Людвига Минкуса «Баядерка», где главную партию исполнила Екатерина Вазем. С тех пор балет пережил немало постановок, претерпел идеологические правки после 1917 года, обзавелся финалом, которого не было в первой редакции, и продолжил свою жизнь на сценах театров России и Европы. Википедия называет 16 постановок «Баядерки». Этот список теперь можно продолжить работой Николая Маркелова, который к 60 фестивалю «На родине П.И. Чайковского» воссоздал это масштабное полотно, привнеся и свое авторское видение бессмертного произведения.
 
Премьера в Ижевске
     Премьера балета «Баядерка» на сцене Государственного театра оперы и балета Удмуртии имени П.И. Чайковского состоялась 17 и 19 марта. Но зрители еще трижды в этом сезоне смогут увидеть этот спектакль — 25 марта, 23 апреля и 2 июня — на закрытии сезона.
     Идею постановки балета главный балетмейстер театра Николай Маркелов вынашивал около 10 лет, а сама работа над спектаклем продолжалась в течение года. Балет стал дебютом в большой классической партии для балерины Аои Танаки, она исполняет роль принцессы Гамазатти и для художника по костюмам Анны Якущенко, с которой Николай Маркелов сотрудничал при постановке балета «Клеопатра» в Астане.
 
Хореография Петипа
     В 2018 году весь мир будет праздновать 200-летие со дня рождения выдающегося французского и российского балетмейстера Мариуса Петипа. Его сотрудничество с Людвигом Минкусом подарило миру такие балеты как «Дон Кихот» и «Баядерка», а на музыку Петра Ильича Чайковского маэстро создал такие шедевры как «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».
     Именно знаменитый «Танец теней», украсивший балет «Баядерка», стал визитной карточкой Петипа. Дальнейшее развитие этой темы можно увидеть и в «Лебедином озере». Не случайно «Танец теней» сегодня считается одним из самых значимых творений в мире классического балета.
     — Изначально, когда балет «Баядерка» шел в каменном театре Санкт-Петербурга — одном из крупнейших театральных зданий в Европе XVIII — первой половине XIХ века, в «Танце теней» на сцену выходило столько балерин, сколько могла себе позволить труппа. Их количество доходило до 64. Позднее, когда все постановки были перенесены в здание Мариинского театра, где сцена меньше, в «Танце теней» принимали участие 32 балерины, что в последующем утвердилось для всех постановок «Баядерки». На ижевскую сцену выходят 30 девушек, поскольку большее количество мы не можем себе позволить по ряду причин, — отметил Николай Маркелов.
     «Баядерка» в постановке Николая Маркелова — это восстановленная хореография Мариуса Петипа — своеобразный подарок великому балетмейстеру ко дню его рождения. И даже утраченный в советское время финал — запрещенная по идеологическим соображениям сцена кары богов — максимально приближенный вариант к тому, что задумывал Петипа.
     — Интрига в том, что это спектакль без финала. Попытка реконструкции финала была предпринята в свое время американской и советской балериной и постановщиком Натальей Макаровой в Америке, где недостающая часть произведения была дописана, на основе лейтмотивов Минкуса. Мы же пошли другим путем и для финала использовали музыку другого композитора — Лео Делиба, а за хореографическую основу взяли воспоминания первой исполнительницы Никии Екатерины Вазем. Это завершающие сцены — «Танец с лотосами» в храме, появление тени баядерки, разрушающей союз Солора и Гамазатти, а затем ускользающей по вершинам Гималаев. Апофеоз, как его задумал Петипа. Такой финал, можно сказать, в XXI веке исполняет только наш театр. У Вахтанга Чабукиани и Владимира Пономарева, восстанавливавших спектакль в 40-е годы прошлого века, действо завершается танцем теней, — рассказал Николай Маркелов.
 
Авторские идеи
     Работа над спектаклем, безусловно, акт творческий. Переживая сакральные моменты общения с персонажами, режиссер способен максимально глубоко раскрыть их образы для публики. Именно поэтому каждый спектакль несет отпечаток личного сопереживания постановщика и приобретает уникальные, присущие только ему черты и метафоры.
Так произошло и с «Баядеркой» Николая Маркелова. Скрупулезно восстанавливая канву хореографии Петипа, он искусно вплел в нее новые узоры. Так в финальных картинах балета появляется хор. Его звучание слетает на зрителя, словно с небес. Метафору усиливает появляющийся дождь, который смывает с лица земли следы былых трагедий, волнений и невзгод.
     — Я не мог удержаться от того, чтобы не включить в финальные сцены хор. Действие происходит в храме, где все ритуалы сопровождаются вокалом, а потому, на мой взгляд, получилось очень уместно. Небольшой фрагмент из оперы Делиба «Лакме» удачно вписался в композицию спектакля и в результате у нас появился финал, аналогов которому нет в мире, — уверен Николай Игоревич.
 
Исполнители
     В театр после травмы вернулась Эйми О`Донохью, она исполнила партию Никии на премьерных показах. Образ Солора воплотил заслуженный артист Татарстана Михаил Тимаев. Но в главных ролях зрители увидят и солистов Михайловского театра из Санкт-Петербурга, и Шоту Онодэра, который уже полюбился ижевским зрителям.
Спектакль «Баядерка» стал яркой премьерой 60-го фестиваля «На родине П.И. Чайковского» и, как надеются в театре, станет украшением его репертуара.
     — Зрителей в рамках фестиваля ждет еще много открытий. Приглашенные солисты Мариинского театра и театра «Ла Скала» выступят в заглавных партиях наших самых значимых премьер прошлых лет: операх «Аида», «Пиковая дама», «Турандот», балете «Лебединое озеро». Но самыми яркими эмоциями мы поделимся со зрителями через нашу «Баядерку». Надеемся, что ижевчане и гости столицы получат незабываемые впечатления от встречи с этим колоритным произведением, — поделилась эмоциями директор театра оперы и балета Инна Галушко.
 
Кстати!
  • Для спектакля «Баядерка» было сшито более 300 костюмов. В процессе принимали участие буквально все работники театра, от костюмеров до гардеробщиц.
  • Масштабное полотно спектакля потребовало большое количество участников для массовых сцен. В роли брамина пришлось выступить даже главному администратору театра Михаилу Дайлиди.
  • Художником-постановщиком спектакля стал питерский художник Сергей Новиков, который уже не однократно сотрудничал с театром оперы и балета Удмуртии.
Кристина Романова