Говорят, что в Ижевске был вечер музыки Микаэла Таривердиева? Комментарий АиФ в Удмуртии:
Да, музыка Микаэла Таривердиева стала основой спектакля «На Тихорецкую состав отправится», который 5 и 6 марта показывал наш Театр оперы и балета. Композитору в 2016 году исполнилось бы 85 лет но он остается современным и нужным. На премьере спектакля присутствовала вдова композитора Вера Таривердиева, Президент Благотворительного фонда имени Таривердиева. На встрече со зрителями она рассказывала о многочисленных концертах и спектаклях, которые пройдут в 2016 году. Ижевский спектакль «На Тихорецкую состав отправится» она назвала одним из самых неординарных и вдохновляющих проектов юбилейного года.
В спектакле звучали песни из фильмов «Король-Олень», «Любить», «Человек идет за солнцем», фрагменты из опер «Граф Калиостро» и «Кто ты?», песни из вокальных циклов Таривердиева. Центром же всей многосоставной музыкальной композиции спектакля явилась моноопера «Ожидание».
Конечно, Таривердиев композитор очень яркой индивидуальности и его изысканная, кристально-чистая музыка узнается с первых тактов в любом из его произведений. И все же столь разнообразный подбор музыкального ряда мог разрушить целостность спектакля, если бы не образ, удивительно точно найденный режиссером спектакля Филиппом Разенковым и художником-постановщиком Владиславом Анисенковым. Это — вокзал. На вокзале всегда многолюдно. Мужчины и женщины… Они проходят мимо друг друга незнакомые и неузнанные. И каждый из них — ждет. Ждет того самого поезда, который увезет его куда-то, где будет лучше. Туда, где он, наконец, будет счастлив. Туда, где встретит свою любовь… Кому-то удается вскочить в последний вагон уходящего поезда, а кто-то перепутал расписание и сел в отцепленный вагон, кому-то, едва тронувшись в путь, уже хочется повернуть назад, а кто-то все ждет и ждет, не решаясь купить билет... И вся наша жизнь — ожидание на вокзале.
Солисты театра удивительно точно существуют в этом мире, где суета опаздывающих на поезд людей внезапно тонет в наплывах воспоминаний и снов, где веселый мотивчик обрывают подступившие к горлу слезы. Всего несколько жестов оставляет им режиссер, но повторяясь вновь и вновь, они рождают ощущение вселенской замкнутости и разобщенности: руки, протянутые к другому человеку, и падающие бессильно; темные очки, которые словно приросли к лицу — их можно снять лишь на мгновение, но тогда свет яростно слепит глаза и тоже мешает увидеть другого, который так близко от тебя и так далеко…
Известно, что Таривердиев был невероятно требователен к исполнителям своих произведений и не жалел времени и сил на многомесячную работу с ними над каждой песней. В спектакле театра эту функцию взял на себя маэстро Николай Роготнев. И многие вокальные миниатюры Таривердиева были исполнены певцами с проникновением в стиль композитора, требующий внимания к тончайшим полутонам и мельчайшим деталям. Но, безусловно, особого внимания заслуживает потрясающая работа Татьяны Силаевой, которая исполнила монооперу «Ожидание» одухотворенно и бесстрашно. Монолог женщины, пришедшей на свидание и за полчаса ожидания передумавшей и перечувствовавшей всю свою судьбу — прозвучал в исполнении Силаевой гимном всем женщинам на свете…
Татьяна Медведева