Сейчас заканчивается очередной цикл проекта телеканала «Культура» «Большой балет». Удивительно, что там участвуют соседи — танцоры из Казани и Перми. А в нашем театре оперы и балета им. Чайковского есть артисты балета уровня проекта? И как оценивает сам проект наш балетмейстер Николай Маркелов? О. Касаткина, Ижевск.
— Конечно, в проект берут артистов лидирующих театров — этого требует заявленный уровень, и ему вполне соответствуют театры Перми и Новосибирска. У нас тоже есть пара, достойная этого проекта — Эйми О’Донохью и Шота Онодэра. Замечу даже, что они на несколько голов выше казанской пары в проекте. Это неудивительно, потому что они — в отличие от казанских артистов, пребывающих пока на вторых ролях — танцуют сольные партии в балетах «Лебединое озеро», «Жизель» и т.д. Но Ижевск не может позволить себе такую роскошь — отдать лучшую пару, пусть и на время, это Мариинский и Большой театры могут отправить в проект 2-3 пары без ущерба для репертуара.
Думаю, «Большой проект» не расширит свои границы дальше ведущих театров: он должен держать тот уровень, который изначально заявлен. Хотя балетным профессионалам смотреть бесконечные па-де-де, которые исполняют молодые артисты, не интересно. Эта классика, по идее, должна исполняться артистами уровня членов жюри: Светой Захаровой, Женей Образцовой.
Иногда интересны мастера современного танца, но их очень мало.
Но стоит признать, что это проект грандиозный для просвещения населения в области балета. Мы отошли от прежней культуры, когда вся страна знала балетные имена (Уланову, Плисецкую, Григоровича), когда балеты показывали в лучшее на ТВ время. Популяризация нашего искусства актуальна. И такой проект должен идти регулярно: может быть, в других формах, с привлечением молодых хореографов, с другими находками...
Ваши балетные постановки знают все поклонники нашего театра оперы и балета. Но говорят, сейчас вы взялись за постановку оперы?
— Я не первый раз выступаю как режиссер: в моем багаже новогодние концерты, мюзикл. Я же ставил «Casta Diva», спектакль из фрагментов опер — это уже было пробным подходом к опере. И конечно, во всех моих балетных спектаклях: «Унесенные ветром», «Не ревнуй меня в Бродвею», «Ромео и Джульетта. ХХ век» — я выступал как либреттист, режиссер, хореограф, делал их музыкальное оформление.
Режиссерская линия мне знакома: в разных жанрах (опера, драма, балет) различаются лишь способы «рассказа истории» — музыкой, словом, движением.
Сейчас я взялся за «Турандот» — оперу Джакомо Пуччини. Мне интересно само это произведение — я «болею» им много лет. Когда я только пришел в театр и услышал Татьяну Силаеву, то сразу предложил поставить «Турандот». Но театру той поры это было непосильно. Эта опера ставит высокие требования к оркестру, хору, вокалистам. Сейчас театр профессионально окреп и может брать такую планку. Но мы все равно рискуем, переживаем.
Наша премьера «Турандот» состоится 23 и 25 апреля. И это знаковая дата — именно 25 апреля исполняется 90 лет со дня первого показа оперы в Милане. К тому же спектакль имеет свою интригу: известно, что Пуччини умер, не закончив оперу, и ее финал дописывали разные композиторы. И у нас своя версия.
Как мне работается над оперой? Одержимо — ее музыка не отпускает, удивительна ее мелодика и обороты.
Для меня «Турандот» — это первый шаг нашего театра за рамки привычного репертуара. Оперы у нас идут годами: меняются их солисты, декорации, но музыкальная ткань все та же — сейчас мы впервые взялись за незнакомый нам материал. Мы вырываемся из круга повторений, пусть и великих.
Записала — Юлия Ардашева