Толчком к такому переосмыслению стратегии и тактики для театра может стать какое-то важное событие как внешнего, так и внутреннего происхождения. Для Театра оперы и балета Удмуртии, что находится в республиканской столице Ижевске, таким толчком послужили два момента – грандиозная реконструкция здания, завершившаяся менее года назад, и юбилей знаменитого земляка, Петра Ильича Чайковского, уроженца находящегося в полусотне километров от Ижевска Воткинска. Реконструкция превратила бетонно-стеклянную коробку бывшей Музкомедии в уютное, не лишенное шика классических оперных домов здание с приятными интерьерами, красивым, акустически приемлемым залом и современным сценическим оборудованием. 175-летие великого композитора подарило его имя названию театра, что волей-неволей повышает его брендовую составляющую. Одновременно остро встает необходимость достойного представления оперно-балетного наследия земляка в репертуаре, появления новых названий и переосмысления старых, чем вплотную сегодня и начало заниматься руководство театра.
Обновлять «портфолио» Чайковского, чье творчество представлено тремя «главными», наиболее востребованными операми, начали с самой известной из них – с «Евгения Онегина». Впервые на удмуртской сцене он был поставлен в 1986 году, и та постановка – сугубо традиционная – держалась в репертуаре много лет, вплоть до самой реконструкции.
Элементы душевного тлена так незначительны, почти невинны в начале оперы – в конце концов, с «диагнозами» Лариной и Филиппьевны жить можно вполне комфортно. Поэтому начало спектакля праздничное, яркое, умиротворяющее – на сцене золотая осень, радость и изобилие со снопами, бело-красными вышиванками крестьянских костюмов. По мере развития драмы пространство оперы сгущается, темнеет, становится душным и угнетенным – сначала его пронзают черные корявые ветви лишенных облетевшей листвы деревьев, а потом наступает тотальная чернота ночи. Греминский бал больше похож на похороны (все в черном, и всё вокруг черно – малиновый берет на своем законном месте, то есть на челе Татьяны, лишь обостряет эту гнетущую черноту), а финальное объяснение происходит холодной петербургской ночью где-то на набережной Невы (весьма распространенное по нынешним временам решение, и оно не случайно – словно постановщики выводят героев, чье счастье уже невозможно, в безжизненный черный космос). Здесь не только замечательная, убедительная и выразительная работа художника Владислава Анисенкова, но и логика всего спектакля – герои уходят в душевную ночь, «страсть и тоска», о которых писал Чайковский, характеризуя свои лирические сцены, оборачиваются трагедией и душевным крахом.
Пространственное решение имеет свои очевидные удачи. Например, Ларинский бал, где легкие арки условно разделяют объем, за счет чего образуются два плана – дальний для массовки, где собственно бал и происходит, и передний, на авансцене, где разворачивается ссора друзей, причем оба пространства – как на ладони перед зрителем. Или сцена дуэли: огромный, ниспадающий поток материи – не то замерзший водопад, не то заснеженный косогор – является яркой визуальной доминантой картины и одновременно позволяет деликатно, без натурализма решить «проблему» убийства Ленского – герой просто медленно уходит за этот своеобразный занавес, и когда звучит роковой выстрел, его уже нет на сцене.
Жаль, тем более что в Ижевске есть хорошие голоса. Мастеровитой Татьяной предстала Юлия Ковалева, с холодноватым тембром и культурным звуком, а ее сдержанная манера сценического поведения очень подходила образу диковатой старшей сестры. Ярким вокалом порадовала и Наталья Ярхова (Ольга), создав полагающийся игривый образ. Породистостью пения и игры отличалась мадам Ларина Людмилы Пуршевой. У Виктора Ольхова (Ленский) очень красивый голос, но, к сожалению, два премьерных спектакля подряд оказались непосильной ношей для молодого вокалиста, поэтому во второй вечер заметны были детонирование и тяжелые подъемы на верхние ноты. На титульную партию был приглашен Ян Лейше из Уфы – певец с культурным и выразительным голосом, хотя, быть может, не поражающим яркостью и силой звучания. Порадовали хоровые голоса и общее звучание коллектива (хормейстер Людмила Елисеева), поэтому сбои на спектакле вызывали искреннюю досаду.