Известия УР: С Чайковским и Пушкиным

Пожалуй, самой ожидаемой премьерой года можно назвать оперу «Евгений Онегин», которую готовит театр оперы и балета Удмуртии. Спектакль станет финальным аккордом в череде юбилейных мероприятий, посвященных 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского.
Уже 21 ноября зрители увидят эту вечную историю, историю самообмана и реальности, роковых несовпадений и трогательных признаний, историю судеб.
 
Первая Татьяна, первый «Евгений»
"Евгений Онегин" для театра оперы и балета — особый спектакль. Именно с него началась музыкальная летопись театра в новом здании, построенном в 1984 году. Поставленная в те годы прославленная опера продержалась в репертуаре более двадцати лет, а отдельные сцены из первой постановки еще включались в концерты вплоть до реставрации здания в 2012 году.
Первой роль Татьяны на сцене оперного театра исполнила Любовь Куликова, а через год партию стала петь выпускница Московской консерватории Татьяна Силаева. Сегодня она делится секретами мастерства с молодой солисткой театра Ксенией Долотовой, которой предстоит исполнить партию Татьяны Лариной в новой постановке.
— Я считаю, что «Евгений Онегин», написанный Чайковским для оперной студии консерватории — лакмусовая бумажка для вокалистов. Эта опера преподносит все их особенности, все достоинства и недостатки как на блюдечке. Сразу становится понятно, что удается исполнителю, а над чем еще нужно работать, — говорит солистка театра оперы и балета Татьяна Силаева.
Как призналась певица, ей не пришлось долго работать над ролью — из консерватории она приехала с готовой партией, но образ главной героини, был дополнен едва уловимыми чертами, присущими характеру самой Татьяны Ивановны.
— Каждый исполнитель всегда привносит в образ персонажа что-то свое, — считает артистка. — Человек, играющий роль, никогда не может полностью расстаться со своим Я. Он остается самим собой, просто действует в изменившихся обстоятельствах. Перевоплотиться абсолютно — невозможно, именно поэтому образы, созданные разными актерами — уникальны.
Сегодня Силаева предстанет перед зрителями в роли матери сестер Лариных. Партию Татьяны она не исполняет уже более десяти лет, но советы от примы театра для молодых артистов на вес золота. Такая передача опыта — залог сохранения и преумножения традиций театра, фундамент для дальнейшего роста.
— Безусловно, сегодняшняя постановка «Евгения Онегина» будет иной, чем была в 80-е годы. Меняется не только эстетика, иными становятся средства художественного выражения, глубже воспринимается характер героев. И, потом, у нас молодой режиссер со своим видением этого произведения, — поделилась мнением Татьяна Силаева.
 
Режиссерское видение
— Принято считать, что опера «Евгений Онегин» написана Чайковским как лирические сцены. Но, на мой взгляд, это абсолютная трагедия, история большого самообмана, где каждый строит свои иллюзии, отдаляясь от реальности, а когда они рассыпаются, рушится и их жизнь, — считает главный режиссер театра оперы и балета Филипп Разенков.
Работая над постановкой спектакля, он бережно относится как к музыке Чайковского, так и пушкинским строкам, отмечая, что такие шедевры как опера «Евгений Онегин» дает бездну для фантазии и познания.
Уже сейчас можно проследить действие оперы в развитии по декорациям главного художника театра Владислава Анисенкова. Контрастные картины от осеннего золотистого пейзажа через ночные грезы становятся темными, символизируя постепенное умирание мечты…
«Евгений Онегин» — не первая работа Филиппа Разенкова с музыкой Чайковского. Не так давно в Уфе состоялась премьера его «Орлеанской девы», которая была тепло принята и зрителями, и критиками.
— Ставить «Орлеанскую деву» несколько проще, — признался режиссер. — Она реже звучит, с ней связано меньше штампов и стереотипов. «Евгений Онегин» входит в десятку самых исполняемых опер в мире, считается визитной карточкой русской культуры. Но именно поэтому нам очень важно сделать интересный спектакль, привнеся в него что-то новое, сохранив, при этом, уважение к автору.
 
Молодая Татьяна
Ксения Долотова, выпускница Казанской консерватории, начала работать над ролью задолго до репетиций, которые начались в театре в сентябре.
— К самостоятельным репетициям я приступила год назад, сразу делая упор и на текст, и на музыку, — рассказала исполнительница. — Надо думать о чем ты поешь, это же Пушкин, это же Чайковский! Конечно, волнительно, особенно учитывая, что до этой партии я успела спеть только Сильву. Но груз ответственности не давит. Пока мне радостно.
Размышляя над образом своей Татьяны, Ксения признается, что до конца понять свою героиню ей тяжело, поскольку между ними слишком большой временной промежуток, но поступок ее — признание в любви — она одобряет.
— Женщина должна идти за сердцем, а мужчина — за умом. Татьяна поступила так, как ей подсказывала душа, она доверилась Евгению, вверила себя его воле. Он поступил так, насколько хватило его благородства, — считает певица.
Что касается поддержания в форме голоса, то здесь Ксения уверена, что чем больше следуешь советам, тем меньше шансов сохранить его до премьеры.
— Я не болела весь отпуск, но как только начались репетиции, стала ощущаться простуда. И чем ближе премьера, тем ее приступы чаще. Это же психологический процесс, — делится Ксения. — Но если вовремя ложиться спать и вовремя вставать, то психика будет отдыхать, а новый день будет в радость.
 
Закулисье
Сейчас на премьеру работают все цеха театра: готовятся декорации, отшиваются костюмы. Для спектакля подготовлено 200 нарядов, каждый из которых состоит из нескольких предметов туалета, пары обуви и головного убора. Готовы костюмы для деревенских сцен и для бальных. Только Татьяна Ларина в течение спектакля будет трижды менять наряды. Зрителя ждет действо, прекрасное для глаз, слуха и души.
 
Секреты режиссера
Филипп Разенков до последнего держал в тайне исполнительский состав, который предстанет перед публикой на премьере. Сегодня стало известно, что партию Евгения Онегина исполнит солист Башкирского театра оперы и балета Ян Лейше. Роль Ольги репетирует солистка нашего театра Наталья Ярхова. В роли Ленского молодой солист Виктор Ольхов, который буквально месяц назад был принят в труппу театра.
 
Кстати!
Первым в театре оперы и балета партию Евгения Онегина исполнил ныне заслуженный артист Удмуртии Виктор Сергиенко.
 
Кристина Романова