П.И. Чайковский "Щелкунчик"

Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик».
Хореографическая фантазия в 2 актах
по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана
Либретто, хореография и постановка - Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Николай Маркелов
Сценография и костюмы - Заслуженный художник РФ Владислав Анисенков
Дирижер-постановщик - Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Николай Роготнев
Дирижер - Андрей Гордеев   
      
        «Только детские книги читать, только детские души лелеять…»  Именно для этого писал свои совсем не детские волшебные истории Эрнст Теодор Амадей Гофман, немецкий писатель-романтик, автор культового романа 19 века «Житейские воззрения кота Мурра или история капельмейстера Крейслера». Он действительно очень хотел, чтобы взрослые не теряли детской способности верить в чудо, потому что «чудо не противоречит жизни как таковой. Оно противоречит той жизни, которую мы знаем».
      Сегодня дети не читают волшебные истории Гофмана, которые он сам сказками не считал. «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Песочный человек», «Щелкунчик и мышиный король» стали чтением для взрослых, уставших от экспансии гламура и форматов  масс-медиа. Смысл этих «сказок», как в притче, неоднозначен, а потому актуален в разные исторические времена, для людей  разных социальных страт. Эти свойства передались и балету П.Чайковского, по этой причине ставшему лидером по количеству постановок. Уже давно в больших и малых театрах стало хорошим тоном под новый год ставить «Щелкунчика». Наш театр не исключение. Готовится новая постановка  балета «Щелкунчик», точнее – два спектакля для детей и для взрослых.
        Предупреждаем сразу. Детский спектакль – не просто сокращённый взрослый, а  самостоятельная красивая, добрая рождественская сказка, которой, по обычаю, театр  порадует детей в канун Нового года. О чём она? О том, что тысяча препятствий ждёт того, кто хочет стать человеком. Но надо поверить в себя и не бояться. Премьера балета состоится 21 декабря. Детские спектакли будут идти все  новогодние  каникулы. Если  ваш ребёнок иногда сверх меры капризничает, ведёт себя инфантильно – не ругайте его, а ведите на балет «Щелкунчик». Сила примера, тем более такого красивого – для детей великий стимул к самосовершенствованию.
      Премьера «взрослой» версии балета в 2-х актах состоится в феврале. Постановщик балета Н.Маркелов, прошедший школу легендарной «Академии русского балета им. А.Вагановой» трепетно сохранил в ней основные мотивы сказки Гофмана и либретто М.Петипа, но  показал их зрителю через оптику, характерную для  человека ХХI века. В качестве либреттиста он выступает не впервые. Признанные и любимые зрителем балеты «Унесённые ветром», «Не ревнуй меня к Бродвею», «Ромео и Джульетта – ХХ век»,  показанные в прошлом сезоне  «Шехерезада», «Весна священная» поставлены по его сценариям. «Щелкунчик» задуман им как балет-вопрошание. Кто такой Дроссельмейер, творящий и добро и зло? Почему приличные, уважаемые гости, вдруг ведут себя не как живые, чувствующие люди, а как заводные куклы? Кто и откуда управляет ими? Почему дети радуются, горюют, любят искренне и непосредственно, и куда потом эта искренность девается? Подобные вопросы, сочиняя этот балет,  задавал себе и П.Чайковский. 
    Спектакль Маркелова, как всегда, обещает быть современным и традиционно эффектным, красивым. Самое непосредственное участие в этом примет заслуженный художник РФ В.Анисенков, избаловавший наших зрителей сценическими изысками. Главное сейчас, чтобы создатели балета сами  верили в чудо – это их первый шаг к тому, чтобы сценическое чудо совершить.
    В спектакле будет занята вся балетная труппа театра и учащиеся Хореографической школы при Театре оперы и балета. В главных партиях Т.Павлова, Э.О’Донохью /Маша/, заслуженный артист Удмуртской Республики С.Павлов, И.Умурзаков /Щелкунчик-Принц/.
 
Эскизы костюмов и декораций заслуженного художника РФ В. Анисенкова: